южная америка
1960 г., Бразилия
ГОРОД БРАЗИЛИЯ

В девственных тропических джунглях за три года была построена новая столица.
Город Бразилия

Здание Национального конгресса с двумя 28-этажными башнями-близнецами.
 

Город Бразилия

Внутренний вид кафедрального собора. Его архитектурные формы по замыслу символизируют корону. Автор проекта - знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер.
 

 Идея новой столицы возникла в Бразилии еще в XIX столетии и даже была включена в конституцию, когда в 1889 году страна стала республикой. Поскольку большая часть населения и основные богатства страны концентрировались на узкой полосе побережья в районе Рио-де-Жанейро, возникла насущная необходимость разомкнуть этот регион в глубь страны, основав там новую столицу. Однако вплоть до 1956 года ничего в этом направлении не предпринималось. Но туг президентом страны стал Жуселину Кубичек ди Оливейра, сделавший главным лозунгом своей предвыборной кампании возведение новой столицы.

 Сразу после своей победы на выборах Кубичек энергично взялся за выполнение этой задачи и вообще пообещал, что Бразилия за пять лет продвинется вперед на полвека. Город Бразилия был действительно построен за три года буквально на ровном месте, а точнее - в дремучих зарослях тропических лесов. 21 апреля 1960 года состоялось официальное открытие города. Сегодня его нередко называют одним из красивейших городов планеты, расхваливая просторные, распахнутые площади и парки, восхищаясь изумительной планировкой улиц. Говорят и о тщательности, с которой те или иные здания вписывались в ландшафт, словно произведения искусства. Но есть скептики, утверждающие, что Бразилия совершенно неинтересный город, лишенный атмосферы человеческого обитания. Впрочем, об этом, наверное, пока еще рано судить. Спланированный город, которому пока не исполнилось и сорока лет, конечно, неправомерно сравнивать с городами, которые росли в течение многих столетий, вписывая в свой облик самые разные архитектурные стили.

 Общая конфигурация города, которую нередко сравнивают с формой самолета или луком и стрелой, была разработана Лусиу Костой. Он вышел победителем в международном конкурсе проектов и разбил город по двум перекрещивающимся главным улицам. Через правительственные и деловые кварталы проходит дугообразная городская магистраль. Ее пересекает прямая, как стрела, главная улица, вдоль которой расположены все важнейшие здания официальных учреждений, проекты большинства из них выполнены Оскаром Нимейером.
статуя воинов

Статуя воинов на площади трех властей.
 

 Строительные работы шли очень трудно, ведь в этой местности не было ни подъездных путей, ни строительных материалов. Все доставлялось издалека, сперва по бездорожью, тысячи рабочих трудились не покладая рук, день и ночь, попутно сооружая еще и барачный городок для себя. Вскоре этот городок насчитывал уже 100 000 жителей и гордо именовался Вольный город (Cidade livre). Предполагалось, что по завершении строительства все бараки снесут, но вместо этого они образовали первый из многочисленных трущобных городов-спутников, окружающих сегодня столицу. Первым делом было вырыто огромное - 80 километров в длину, 5 в ширину - искусственное водохранилище Парануа, которое, по замыслу, должно было стать общегородской зоной отдыха и водноспортивным центром. Особое значение придавалось, естественно, архитектурному облику официальных зданий. На площади Трех властей, которой отведена роль правительственного центра, находятся Дворец правительства, здание Национального конгресса и здание Верховного суда. Здание Национального конгресса включает две симметричные 28-этажные башни, по обе стороны которых расположились два приземистых корпуса: Сенат и Палата представителей. Здание Сената увенчано плоским куполом, такой же купол, но как бы в перевернутом виде, чашей, укрывает Палату представителей. Перед зданием Верховного суда установлена современная скульптура, изображающая Юстицию. Посреди площади возвышается скульптурная работа Бруно Жиоржи - это фигуры Двух воинов. Она посвящена людям, построившим этот город.  Правительству пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить армию чиновников перебраться в новую столицу. Но сейчас город, первоначально рассчитанный на 800 000 жителей, уже имеет население в полтора миллиона человек.


Никаких транспортных пробок

 Швейцарский архитектор Ле Корбюзье разработал в 20-е годы нашего столетия принципиально новые теории градостроительства, в которых особое внимание уделялось постоянно увеличивающимся транспортным потокам. Он рекомендовал в больших городах отделить пешеходные пути и зоны от автострад, чтобы не подвергать людей вредным воздействиям шума и выхлопных газов. Эти идеи в городе Бразилия воплощены в жизнь. Были разработаны автономные системы движения для пешеходов, личных автомобилей и общественного транспорта. Благодаря этому город не будет знать транспортных пробок.


Архитектура и символика

 Современная архитектура города Бразилия привлекает своей ярко выраженной художественностью. Многие здания совершенно сознательно проектировались с таким расчетом, чтобы их причудливые формы контрастно вырисовывались на фоне неба. Впрочем, символическое значение приданных им форм не всегда поддается однозначной интерпретации. Так, например, кафедральный собор увенчан чем-то вроде короны - но это украшение толкуют и как цветок, и как обращенные к небу кисти рук. Как и многие другие здания, собор спроектирован Оскаром Нимейером, архитектором, творчество которого испытывало сильное влияние Ле Корбюзье. Однако, отдавая дань безусловного восхищения Ле Корбюзье, Нимейер сумел выработать собственную манеру, очень ярко выразившуюся, например, в архитектурном облике дворца Итамарати - министерства иностранных дел.